Главная наша задача (после того, как мы начнём с вами сотрудничать): повысить или организовать продажи ваших товаров и услуг через интернет и сделать ваш бренд узнаваемым в сети. Сайт — лишь инструмент.

Типографика для SEO-копирайтера

Типографика — графическое оформление печатного текста посредством набора и вёрстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка (определение взято из Википедии, но в данном случае оно вполне полное).

Типографика отличается от пунктуации в рукописных текстах, хотя на ней и основана. Типографика инертна и вся современная отечественная типографика держится на правилах и стандартах, закрепившихся ещё в советском книгоиздании.

Так причём тут SEO? В процессе написания текстов, оптимизированных под конкретные поисковые запросы, о типографике забывают почти все и почти всегда.

Какой положительный эффект приносит следование принципам типографики? Прежде всего, эффект оригинальности — читатели не приучены к правильному оформлению текста, а потому обращают на оформление дополнительное внимание и, следовательно, лучше запоминают текст, чем-то отличившийся от типового.

Некоторые читатели (это, как правило, взрослые люди, прочитавшие много советских книг в своё время) способны по достоинству оценить правильное оформление текста. И, конечно, правильную типографику в ваших текстах отметят коллеги по профессии и опытные заказчики.

Типографика — как хороший почерк — не меняет сути, но положительно влияет на восприятие текста.

Когда стоит вспоминать о типографике SEO-копирайтеру?

Конечно же о ней стоит узнать однажды и далее не забывать вовсе. С первой задачей и поможет справиться данная статья. Вторая задача — на совести копирайтеров.

Далее я постараюсь максимально кратко рассказать об основных случаях, где стоит вспоминать о типографике, не забывая об орфографии и конечно же о содержании (а также, о прочих формальных параметрах, сформулированных заказчиком в брифе).

Вообще правильное оформление текстов с точки зрения типографики — это вопрос привычки. Выработав её за месяц-другой (срок зависит от интенсивности труда), пользоваться ей можно будет всегда (притом неосознанно, на уровне автоматизма).

Я постараюсь приводить понятные примеры там, где это возможно и уместно (и буду выделять их курсивом).

Как оформлять прямую речь

Эта тема кратко и с дельными примерами раскрыта на «Грамоте.ру»: http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_192

Кстати, для копирайтеров, создающих тексты для SEO, прямая речь может стать хорошим инструментом для органичного вплетения в текст ключевых словосочетаний, сформулированных от первого лица. Пример:

«Куплю телефон, — решили вы и отправились в интернет на поиски нужного устройства. — Да ещё и дешевле, чем в крупном магазине электроники!» Это очень правильная мысль, но нужно подготовиться, чтобы совершить выгодную покупку.

Также можно строить и целые диалоги.

Многоточие — это не три точки подряд

Многоточие — это не три точки, а один специальный символ.

Почувствуйте тонкую разницу: ... или …

В символе многоточие интервал между точками визуально больше, чем в трёх последовательно набранных точках.

Word должен автоматически заменять три подряд идущих точки на многоточие, если он этого не делает, то добавьте правило в меню: «Сервис» → «Параметры автозамены…».

Пунктуация в заголовках (точка в конце — не ставится)

Точки в конце заголовков не ставятся. Восклицательные знаки, многоточия, знаки вопросов и пр. — ставятся, а точки — нет.

Обрыв строки — это не новый параграф

Если вы хотите оборвать строку, то пользуйтесь комбинацией Shift + Enter — не начинайте новый абзац. Вообще довольно сложно придумать пример, где обрыв строки был бы как-то продиктован содержанием (разве что при наборе стихов).

Неразрывный пробел

Есть такой специальный символ. Он препятствует автоматическому началу новой строки в том месте, где поставлен (а это начала может быть в последствии где угодно, ведь размер шрифта и ширина страницы на сайте, куда в итоге попадёт текст — заранее неизвестны и могут быть вообще изменены пользователем). Чтобы поставить неразрывный пробел в текстовом редакторе нужно нажать Ctrl + Shift + пробел.

Прочитайте, пожалуйста, в Википедии о том, где он должен использоваться (таких случаев немало, многие из них часто встречаются в реальных текстах): http://ru.wikipedia.org/wiki/Неразрывный_пробел

Дефис и тире — разные знаки

Существует в современной русской типографике, как минимум, три знака, претендующих на роль тире:

  1. Обычный короткий дефис.
  2. Короткое тире (его же называют полукегегльным тире и средним тире, как бы намекая на то, что оно всё же длиннее дефиса).
  3. Длинное тире.

Подробнее о каждом из названных символов:

Название и область применения знака Символ Как ввести с клавиатуры

Дефис

В словах дефис присоединяет частицы: русское «что-то», французское celui-ci; префиксы: русское «по-прежнему»; корни сложных слов: русское «тёмно-красный», английское baby-talk. Словосочетания с дефисом, как правило, являются одним членом предложения: русское «Дюма-отец», английское good-for-nothing. Дефис употребляется также как знак сокращения, например «б-ка», «с.-х.». Не обособляется пробелами.

- Нажать кнопку с символом «минус». Или нажать кнопку с символом «минус» на цифровой клавиатуре (дополнительной блок полноразмерной клавиатуры, расположенный справа от основного, часто отсутствует на ноутбуках).

Короткое тире (полукегельное тире, n-dash)

Для разделения в интервалах. Например: «в период 1984–2004». Не отбивается пробелами.

Зажать Alt и на цифровой клавиатуре последовательно нажать 0150, затем отпустить Alt. Или нажать одновременно Alt + Ctrl + минус на цифровой клавиатуре (работает в Word`е).

Тире (длинное тире, кегельное тире, m-dash)

В русской пунктуации употребляется для обозначения пауз между словами (частями предложения); подчёркивания интонации (вызываемой эмоциональностью высказывания) в речи; между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки; для выделения прямой речи, вводных слов; отделения сочинительного союза при подчёркнутом противопоставлении и т. д. Тире обособляется пробелами (при этом слева тире должно отбиваться неразрывным пробелом — Ctrl + Shift + пробел, чтобы оставаться на той же строке, что и слово, после которого тире было поставлено), кроме случаев, когда тире используется для оформления диалогов (тогда слева пробел не добавляется, а справа — добавляется неразрывный).

Зажать Alt и на цифровой клавиатуре и последовательно нажать 0151, затем отпустить Alt. Или нажать одновременно Ctrl + минус на цифровой клавиатуре (работает в Word`е).

Визуально отличаются знаки не только по длине, но и по толщине (дефис — толще).

Существует ещё и цифровое тире — по длине оно совпадает с коротким, но располагается в строке выше него, чтобы быть на уровне вертикальных центров цифр (ведь цифры выше строчных букв). Этот знак часто используют в качестве минуса в математических выражениях. Его, по-хорошему, надо использовать в качестве разделителей в номерах телефонов. В реальности же символы минуса или короткого тире присутствует далеко не во всех шрифтах, поэтому их заменяют коротким тире.

В Word`е для удобства набора можно добавить в меню «Сервис» → «Параметры автозамены…» комбинации -- и --- (чтобы эти комбинации заменялись на короткое и длинное тире, соответственно; набирать тире можно будет печатая 2 или 3 дефиса).

Обязательным требованием у нас является использование дефиса и длинного тире отдельно и в тех случаях, где это требуется. Если ещё и для оформления интервалов вы будите использовать короткое тире, то это дополнительный плюс.

Кавычки (только «ёлочки» и „лапки“)

Кавычки в русской типографике бывают двух видов: «ёлочки» (французские кавычки) и „лапки“ (немецкие кавычки). Знаки дюйма "…" — это не кавычки.

Лапки используются для оформления вложенных кавычек. Пример:

Он сказал: «Я летаю только самолётами „Аэрофлота“ и привычке этой не изменю».

Вставить в текст открывающую кавычку-ёлочку можно зажав Alt и набрав на цифровой клавиатуре 0171, затем отпустив Alt. Закрывающую кавычку-ёлочку можно вставить в текст зажав Alt и набрав на цифровой клавиатуре 0187, затем отпустив Alt.

Полезные спецсимволы

Если вам нужно добавить в текст обозначение «квадратного метра», то у вас есть три пути:

  1. Использовать аббревиатуру «кв. м.».
  2. Написать букву «м», за ней — цифру «2», а затем цифру перевести в надстрочный регистр.
  3. Написать букву «м», за ней — спецсимвол «²».

Сравним последние два варианта: м2 и м² — выглядят они похоже. Но лучше использовать второй. Причина проста: при копировании текста на сайт почти всегда теряется информация о форматировании «м2» на страницах сайта превратится в «м2». Кроме того, использование надстрочного индекса изменяет межстрочный интервал.

Откуда взять спецсимволы? Ищите в меню: «Вставка» → «Специальные символы…». Выбирать спецсимволы можно только из популярных шрифтов (например, из Arial), более экзотические шрифты могут отсутствовать на компьютерах посетителей сайтов.

Также спецсимволы можно скопировать со страницы: special-html-characters.html

Примеры спецсимволов:

½ ± ≈ ™ © ≥

Предположу, что хотя бы один из представленных знаков пригодился бы вам в одном из последних 10 текстов, которые вы написали.

Положение ссылок в предложениях

Желательно стараться строить предложения так, чтобы после ссылки или адреса электронной почты не следовал знак препинания, не отделяемый пробелом. Иначе всегда есть шанс, что ссылку скопирую неправильно, зацепив и знак препинания.

Плохой пример:

Пишите мне на почту superman@example.com.

Хороший пример:

Со мной можно связаться по почте superman@example.com — отвечу в рабочее время.

Заглавные буквы (capslock must die)

Не нужно использовать заглавные буквы для акцентов в тексте. Для этого есть масса других инструментов: цвет текста, например.

Что и как выделить в SEO-текстах кроме ключевых слов — решает, как правило, редактор. Он отлично поймёт выделение цветом и расстроится, если для выделения вы воспользуетесь capslock`ом, ведь ему придётся менять регистр.

Несколько подряд идущих заглавных букв могут встречаться только в аббревиатурах или в названиях.

Числа и денежные суммы

Немного о том, как оформлять денежные суммы в текстах.

Основные валюты и их знаки:

  • Российский рубль. Официальный знак уже имеет, но представлен он далеко не во всех шрифтах. Мы пока используем старый вариант: 300 руб. — после суммы ставим неразрывный пробел и пишем «руб.», этого варианта просим придерживаться и копирайтеров.
  • € — евро. Пример использования: 500€;
  • $ — американский доллар. Пример использования: $100;
  • £ — английский фунт стерлингов;
  • ¥ — японская иена.

Знаки валют вы можете найти среди спецсимволов.

Обратите внимание вот на что: знаки доллара и евро ставятся перед суммой и не отделяются от неё пробелом. Пишем «$100», а произносим «сто баксов». С рублями всё привычнее: пишем «100 руб.» и произносим «сто рублей».

Что касается денежных сумм вообще и чисел в частности, то в русской типографике разряды разделяются неразрывным пробелом, а дробная часть отделяется запятой. Разряды очень желательно отделять в суммах денег и не обязательно — в иных случаях. Примеры:

2310,187

300,99 руб.

1 500,50 руб.

1 200 999 руб.

15,5 тыс. руб.

3 млн. руб.

С суммами в иностранной валюте всё сложнее: там разделять разряды пробелами опасно, сумма может быть интерпретирована ошибочно. Поэтому разряды отделяются запятой, а дробная часть — точкой. Примеры:

$99.98

$1,000,000

5,000.33

К счастью, SEO-копирайтерам редко достаются темы, где приходится сразу упоминать суммы в разных валютах.

Списки

Если в конце пункта нумерованного или маркированного списка ставится точка, то следующий пункт списка должен начинаться с заглавной буквы.

Пример:

  1. Красный.
  2. Синий.
  3. Жёлтый.
  4. Зелёный.

Если в конце пункта нумерованного или маркированного списка ставится точка с запятой, то следующий пункт списка должен начинаться со строчной буквы.

Первый пункт всегда начинается с заглавной буквы, последний пункт — всегда оканчивается точкой.

Пример:

  • Хоккей;
  • волейбол;
  • футбол;
  • баскетбол;
  • теннис;
  • другие виды спорта.

Маркированные списки не всегда состоят из лаконичных пунктов, бывает, что каждый пункт списка это целое предложение (а то и не одно). В таких ситуациях можно оформлять маркированный список как нумерованный. Пример:

  • Уникальная система контроля качества.
  • Международный сертификат ISO 9001:2000. Был получен нашей компанией более 10 лет назад.
  • Многоуровневая проверка, гарантирующая отсутствие ошибок.

Выделение словосочетаний в кавычках

Если слово или словосочетание, обособленное кавычками, требуется дополнительно выделить жирным или курсивом, то кавычки также включаются в выделение. Пример:

Сомнительно, чтобы с дешёвыми пластиковыми окнами ваш дом остался «вашей крепостью».

Точки, запятые и прочие знаки препинания в состав выделения фрагмента текста внутри предложения — не включаются, включаются только кавычки. Если выделяемый фрагмент соседствует только с одной из кавычек, то её также не надо выделять.

Буква «ё»

Там где возможны разночтения — «ё» вместо «е» использовать обязательно. В остальных случаях — по желанию. К случаям обязательного использования, в частности, относятся имена собственные (фамилии, названия), а также термины профессиональной лексики.

Инструменты автоматизации

Существует несколько сервисов, которые с разной степенью успешности в автоматическом режиме корректируют типографику в ваших текстах.

Примеры:

Они упрощают труд копирайтера, но не во всех случаях делают это корректно. Лучше пользоваться ими, чем игнорировать типографику вообще.

Универсальным инструментом всё же являются правильные привычки и хорошо настроенный текстовый редактор.

Об этой статье

Статья будет дорабатываться. Копирайтерам, сотрудничающим с нами, мы будем сообщать о существенных дополнениях или изменениях в статье. Остальные желающие могут просто заглядывать сюда периодически в будущем.